| 
     
      |   | Материалы о действиях при выявления суицидальных признаков и аутогрессивного поведения |  
 
 Памятка родителям (законным представителям) в случае выявления суицидальных признаков и аутоагрессивного поведения   Раннее  выявление признаков аутоагрессивного поведения, влияющих на  возникновение и фиксацию различных форм самоповрсждающего или  саморазрушающсго поведения. Признаками  аутоагрессивного, суицидального поведения являются соответствующие  мысли, высказывания, планы, угрозы, попытки, которые говорят о том, что  подросток нуждается и ищет помощи, так или иначе выражают свои  намерения, ставя в известность окружающих. Для подростков чаще  характерен аффективный, импульсивный либо демонстративный, шантажный  механизм аутоагрессивных действий и суицидальных попыток. В связи с этим  родителям необходимо быть внимательными к своему ребенку, когда он так  или иначе сообщает о своих внутренних переживаниях, плохом самочувствии  либо проявляет признаки аутоагрессивного поведения. Важно проявлять  внимание не только к общему состоянию подростка, но и к тому, как и что  он говорит. Примеры выражений,  которые могут сигнализировать о суицидальных тенденциях: «хочу заснуть и  не просыпаться», «устал(а) от жизни», «не хочу вообще ничего», «без  меня всем было бы лучше», «моя жизнь бессмысленна». Другими словами,  необходимо обращать внимание на слова и выражения, которые прямо и.ш  косвенно, свидетельствуют о снижении ценности собственной жизни, утрате  ее смысла или нежелании жить. Признаками возможного аутоагрессивного, суицидального поведения являются: •     Резкое  изменение поведения. Например, ребенок теряет интерес к тому, чем любил  заниматься, у него резко сокращается круг привычных и любимых  увлечений. •     Ребенок  проводит в сети практически все время, зачастую в ущерб учебе,  развлекательным мероприятиям и так далее, почти никогда не расстается с  мобильным телефоном. При этом им устанавливаются пароли на всех девайсах  (Девайс представляет собою технологичное устройство с аккумуляторами и  различными функциями: умные часы, смартфон, ноутбук и пр.), используются  графические ключи для входа, проводится постоянная очистка используемых  браузеров, корзины. •                       «Зависание» в социальных сетях в любое время, в том числе ночью. •     Изменение образа жизни. В частности, ребенок, например, уходит из дома, не поясняя, куда, в том числе вечером и даже ночью. •     Проявление  «аутоагрессии» - наличие на теле и конечностях ран, порезов (как  правило, в области запястий), иных повреждений, объяснить происхождение  которых подросток не может, либо наоборот, стандартно оправдывается  («упал», случайно порезался» и так далее). •     В  своих изображениях, публикуемых на страницах социальных сетей, детьми  могут размещаться фотографии проявлений самоунижения, оскорбления себя в  разных и порой даже жестоких формах, вплоть до нанесения себе травм, в  частности, и порезов. Наличие следующих проявлений свидетельствует о более высоком риске суицидального поведения: •                           предшествующая попытка суицида: •                           суицидальная угроза; •                           тяжелая реакция подростка на стресс, особенно на утраты; •     уязвимость подростка к трем угрожающим жизни аффектам — одиночеству, презрению к себе и ярости; •     недостаток поддерживающих условий в окружении подростка (доверительные отношения в семье, друзья, увлечения и т.д.); •                          возникновение и эмоциональная значимость фантазий о смерти; •     наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников. •     иногда  в «статусе» страницы в Интернете указывается так называемый «обратный  отсчет» (например, «До самоубийства осталось 10 дней») Задача родителей при возникновении подозрения или проявлении первых признаков саморазрушаюшего поведения: Обратиться к  психологу, получить экстренную психологическую помощь по телефону  доверия (Всероссийский телефон доверия 8-800-2000- 122) и другим  возможным контактным данным. Не отказываться от  очной консультации со специалистом кризисной службы. Принять  предложение очной встречи с психологом с целью диагностики  психоэмоционального состояния ребенка, с оценкой суицидального риска и  получения консультации врача-психиатра при необходимости. Продолжение  кризисной помощи при необходимости, НЕ прекращать по своей инициативе. Самостоятельные действия родителей: Наблюдать за подростком, попытаться понять причину внезапно возникших переживаний, влияющих на поведение и общение. При сложившихся  доверительных отношениях постараться конструктивно обсудить с подростком  сложившуюся ситуацию. Для разрядки эмоционального напряжения полезно  научить подростка использовать юмор, самим уметь с помощью шутки  разрядить напряженные ситуации. Уважая нрава  ребенка, выяснить содержание его занятий в сети. Фиксировать время  посещения (а в отдельных случаях и продолжительность) ребенком своей  страницы в социальных сетях. Обратить внимание на круг друзей и  подписчиков в сети Интернет, изучить оставленные ребенком комментарии в  различных группах, съемки с высоты, крыш и чердаков и т.д. Родителям  необходимо знать, что в процессе беседы наличие всех вышеперечисленных  ниже признаков дети чаще всего объясняют тем, что хотели «разыграть»  родителей или друзей, отрицая любые подозрения в намерении совершить  суицид. В любой сложной ситуации всегда есть выход. Вы не одни. ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ: -    Всероссийская служба детского телефона доверия 8-800-2000-122 (круглосуточно): -    Контактные  телефоны специалистов-психологов ГКУ СО «Комплексный ценф социального  обслуживания населения Центрального округа»: 7-19-34. 7-19-33.     Не  всеми проблемами можно поделиться с близкими и родными, возможно,  близкий и родной человек в данный момент занят или вне зоны действия  сети. Бывает, что человек испытывает тоску, душевную боль, обиду,  безысходность, когда проблема» кажется неразрешимой. Мысли путаются,  близкие не понимают, в такой ситуации не знаешь, куда и к кому лучше  обратиться за помощью, еще сложней становиться, когда в трудной ситуации  находится ребенок. Выходом может стать и помочь «телефон доверия». Телефон  доверия — это форма психологической помощи детям и их родителям,  которая предоставляет возможность анонимного телефонного разговора с  человеком невидимкой, квалифицированным педагогом-психологом. Принципами «телефона доверия» являются: во-первых — анонимность, звонящий может не называть своего имени, либо придумать себе псевдоним; во-вторых — конфиденциальность, о разговоре и его содержимом ни кто не будет знать, кроме консультанта и звонящего: в-третьих, звонящий может в любую минуту прервать разговор, для этого достаточно положить трубку; в-четвертых  — круглосуточная работа «телефона доверия», звонок осуществить можно в  любое время дня и ночи. Данные принципы дают возможность звонящему  почувствовать себя свободным в изложении личных проблем и обращаться в  службу, когда возникнет необходимость, из любого удобного  местоположения. Обращаться  па «телефон доверия» можно с различными вопросами и проблемами, такими  как: семейные проблемы (взаимоотношения с родителями, детьми), по  вопросам требующим защиты прав ребенка, с проблемами в отношениях со  сверстниками, учебными и школьными вопросами, с проблемами адаптации, по  вопросам принятия себя, проблемами взаимоотношения полов, по вопросам  здоровья и т.д. В любой сложной ситуации всегда есть выход. Вы не одни. ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ: -    Всероссийская служба детского телефона доверия 8-800-2000-122 (круглосуточно); -    Контактные  телефоны специалистов-психологов ГКУ СО «Комплексный центр социального  обслуживания населения Центрального округа»: 7-19-34. 7-19-33. |